01.07.2022 года Регистрация сделок с недвижимостью. Как изменились правила продажи квартир с 29 июня 2022 года
Регистрация сделок с недвижимостью:
как изменились правила продажи квартир с 29 июня 2022 года
Безбумажный документооборот, который вводится между МФЦ и Росреестром при предоставлении госуслуги по кадастровому учету и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оптимизирует процесс и сокращает сроки предоставления услуги. Кроме того, исключается вариант направления документов и заявлений на регистрацию по почте.
С 29 июня 2022 года Росреестр и МФЦ приступили к реализации проекта под названием «Стоп бумага». Он направлен на обеспечение ЭДО (электронного документооборота) между офисами МФЦ и регистрирующим органом, оцифровку архивов и сокращение бумажных документов.
Изменения в процедуре оформления недвижимости с 29 июня 2022 года
Вступили в силу изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ, Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ, которые касаются регистрации недвижимости. В связи с этим с 29 июня меняется порядок направления документов, а именно специфика взаимодействия между МФЦ и Росреестром.
Для заявителя ничего не меняется. Он так же будет сдавать документы в МФЦ для проведения учетно-регистрационных действий. При этом меняется сам порядок доставки документов: если раньше они направлялись в Росреестр в бумажном виде, то сейчас регистрирующий орган будет получать электронные образы поданных документов через защищенный канал связи.
МФЦ будет преобразовывать бумажные документы в электронную форму и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью.
Таким образом, порядок оформления услуги оптимизирован: это касается и сроков, и внутренних процессов, а именно логистики. Благодаря новшествам упрощается процесс передачи документов из МФЦ в Росреестр.
Ранее для заявителя процесс выглядит следующим образом: он обращался в МФЦ, бумажные документы направлялись в территориальный орган Росреестра, а после проверки подлинности возвращались в МФЦ и выдавались заявителю.
С 29 июня на МФЦ возлагается больше обязанностей, он должен:
- проверять качество и подлинность документов, которые заявитель представляет для получения услуг Росреестра;
- переводить их в электронную форму и заверять усиленной квалифицированной электронной подписью;
- направлять документы в Росреестр уже в электронном виде.
На сайте Росреестра уточняется, что по окончании срока оказания госуслуги документы поступят в МФЦ в электронном виде, где перед выдачей будут распечатаны и заверены должным образом.
Какие процедуры с недвижимостью затронули изменения
Изменения затронули кадастровый учет и так называемую «единую процедуру», когда заявитель подает заявление сразу и на кадастровый учет, и на регистрацию прав.
Сегодня, чтобы зарегистрировать право на недвижимость, заявителю нужно собрать базовый комплект правоустанавливающих документов, оплатить госпошлину и подать заявление в МФЦ для проведения учетных регистрационных действий.
Ранее у заявителя была возможность подать документы в Росстреестр посредством почтового отправления. Но с 29 июня этот способ подачи документов упразднен. При этом продолжают действовать следующие способы подачи:
- через МФЦ;
- посредством подачи заявления в филиал Кадастровой палаты;
- через личный кабинет на сайте Росреестра.
Ускорение оформления недвижимости в Росреестре до одного дня
Ранее, с учетом логистики бумажных документов, на принятие госрегистратором решения о внесении записи в ЕГРН на осуществление учетных регистрационных действий в среднем требовалось 5-6 дней.
Сейчас документы будут сразу поступать на рассмотрение госрегистратору. Он проведет правовую экспертизу и примет решение, после чего документы по защищенному каналу связи вернутся в МФЦ для выдачи заявителю.
По документам, которые поступают в Росреестр в электронном виде — через личный кабинет правообладателя на сайте Росреестра, срок совершения регистрационных действий составляет 1 рабочий день.
Упрощение процедуры подачи заявления по договорам долевого участия
Позитивные изменения затронули объекты, уже принятые в эксплуатацию, то есть когда многоквартирный дом поставлен на учет и застройщик передает объекты долевого участия своим дольщикам.
Дольщик может обратиться к застройщику, чтобы он подал в Росреестр документы на государственную регистрацию права без доверенности. То есть у застройщика есть право подачи документов для регистрации права собственности на объект долевого участия. Это позволяет сократить сроки регистрации.
При этом заявителю не нужно обращаться в МФЦ. И госпошлину, и необходимые документы предоставляет застройщик.
Причины отказа в регистрации в МФЦ:
- если заявитель не предоставляет документ, удостоверяющий личность (это обязательное требование в соответствии с законодательством);
- если представитель заявителя не предоставляет документ, удостоверяющий его полномочия;
- если документы сформированы не должным образом, например, содержат непонятные корректировки, зачеркивания.
Как предотвратить мошеннические действия с недвижимостью
Сегодня для предотвращения мошенничества в сфере недвижимости есть различные возможности. В частности, можно проверить объект с помощью электронных сервисов, а также подать заявление, запрещающее без личного участия проводить с недвижимостью какие-либо регистрационные действия.
Невозможность регистрации права без личного участия правообладателя
Сегодня очень популярна такая услуга, как подача заявления о невозможности регистрации права без личного участия (форма утверждена Приказом Росреестра от 19.08.2020 № П/0310), когда правообладатель объекта, обращается в МФЦ или в офис Кадастровой палаты с заявлением об установке запрета на проведение каких-либо регистрационных действий с недвижимостью без его личного участия. Заявление также можно подать в электронном формате.
В заявлении указывается невозможность госрегистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие заявителю объекты недвижимости без его личного участия или участия его законного представителя. В этом случае в ЕГРН вносится запись о таком заявлении.
В случае поступления документов от иного лица при наличии в ЕГРН записи Ростреестр уведомляет об этом правообладателя, а поступившие документы возвращаются без рассмотрения.
При этом запись в ЕГРН о невозможности госрегистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) не является препятствием для регистрации права, если вступило в законную силу решение суда или требование судебного пристава-исполнителя.
Цифровизация архива Росреестра
В настоящее время Росреестр продолжает реализовывать концепцию цифровой трансформации на 2021—2023 годы, цель которой — сформировать единую IT-архитектуру, оптимизировать бизнес-процессы для более быстрого и удобного предоставления всего спектра услуг по принципу «одного окна».
Формирование электронного архива — это ускорение сроков оказания государственных услуг. Помимо того, что мы регистрируем права на недвижимость, ставим на кадастровый учет объекты недвижимости, мы также выдаем сведения в виде копий правоустанавливающих документов по заявлению правообладателя, предоставляем копии дел правоустанавливающих дел в судебные инстанции при рассмотрении судами дел, связанных с недвижимостью.
Цифровизация архива — это очень важный аспект нашей деятельности.